Уважаемые мамы и папы! Совсем чуть-чуть осталось времени до начала учебного года. Ваш ребенок идет во второй класс...Какие трудности впереди?От чего это зависит?На что обратить внимание? Как помочь?
Представляю вам некоторые особенности второклассника и надеюсь что в данной статье каждый из вас найдет для себя что-то полезное.
Итак: Ваш ребенок-второклассник. Отличительная черта этого учебного года в том, что домашние задания становятся регулярными и обязательными, кроме того-детям начинают ставить отметки.
На страничке "родителям" размещаю своеобразный "узелок на память" для вас.
Возвращаюсь к теме."Каков он-второклассник?"
I. Некоторые особенности младших школьников.
Представляю вам некоторые особенности второклассника и надеюсь что в данной статье каждый из вас найдет для себя что-то полезное.
Итак: Ваш ребенок-второклассник. Отличительная черта этого учебного года в том, что домашние задания становятся регулярными и обязательными, кроме того-детям начинают ставить отметки.
На страничке "родителям" размещаю своеобразный "узелок на память" для вас.
Возвращаюсь к теме."Каков он-второклассник?"
- В этот период времени происходит освоение ребенком всей учебной деятельности. Все дети, побуждаемые к действию взрослыми, начинают оценивать причины всех своих неудач и достижений.
- У детей присутствует в этом возрасте желание быть успешным в учебе, он понимает значение «быть плохим и хорошим, любимым». У многих появляется заниженная самооценка, к примеру, он может думать: «Я плохой, потому что плохо читаю». Эта тенденция может развиться и за ним закрепиться, ведь ребенок знает, что его родителей огорчают его неудачи.
- У многих детей наблюдается способность к лидерству и между ними может появиться соперничество.
- Развивается и действие к сотрудничеству в учебе и играх. Они учатся уступать друг другу и уметь договариваться, распределять задания без участия взрослых. Но все еще встречают на пути трудности, которые приходится преодолевать.
- У многих детей наблюдается способность к лидерству и между ними может появиться соперничество.
- Развивается и действие к сотрудничеству в учебе и играх. Они учатся уступать друг другу и уметь договариваться, распределять задания без участия взрослых. Но все еще встречают на пути трудности, которые приходится преодолевать.
- Ребенок начинает понимать и осознавать свою роль в семье, оценивает отношения между родителями. Может особо переживать, когда его родители обижают.
I. Некоторые особенности младших школьников.
*учебная деятельность – главный вид деятельности младшего школьника, определяющий развитие мышления, мотивации учения, самосознания ребенка;
*младший школьник целиком зависит от значимых взрослых, необыкновенно привязан к близким;
*возраст особого влияния родителей на формирование у детей взглядов на жизнь, ценности и идеалы, отношение к миру, к людям, к делу, к оценке своего и чужого труда;
*сильными и ведущими в этом возрасте являются социальные мотивы учения: отметка, похвала, награда (но! отметка не должна превращаться в фетиш и самоцель);
*самооценка младшего школьника более адекватна, чем у дошкольника, зависит от школьной успеваемости.
Это лишь небольшие штрихи к портрету младшего школьника, но очень важные для построения продуктивных взаимоотношений учеников, учителей и родителей.
II. Чем отличается «оценка» от «отметки»?
* «отметка» не тождественна «оценке»;
* «оценка» - это словесный развернутый анализ достоинств и недостатков качества выполненной работы. В оценке взрослый разъясняет положительные и отрицательные стороны ответа (работы) ученика, отмечает какие произошли изменения в прилежании, дает рекомендации и только затем, как вывод сказанного называет…
*отметку. Отметка – это условно-формальное отражение словесной оценки в баллах
(1, 2, 3, 4, 5);
* необходимо развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы (ответа). Как эту способность сформировать?
1 шаг – взрослый сам объясняет ребенку, что у него получилось хорошо, а что не удалось (в доброжелательной форме),
2 шаг – взрослый и ребенок вместе оценивают результат работы,
3 шаг – ученики предлагают самостоятельно проанализировать качество своей работы.
III. Дорогие родители! В вашем отношении к отметке важно:
- помнить, что отметка в процессе обучения не главное. Главное – что узнал, чему научился;
- не злоупотреблять вопросом: «Какая у тебя сегодня отметка?»
- составить свою систему поощрений и наказаний в связи с учебными успехами и неудачами;
- не сравнивать отметки своего ребенка с отметками одноклассников;
- помнить, что отметка – это не оценка всей личности человека, а лишь конкретной работы, задания, ответа;
- анализировать вместе с ребенком, в чем причины не очень высокой отметки по тому или иному школьному предмету: невнимательность, не успел, не понял и т. д.
- сказать «НЕТ!» денежному вознаграждению детей за хорошие отметки в школе. Учеба – это НЕ такая же работа как у взрослого человека.
*младший школьник целиком зависит от значимых взрослых, необыкновенно привязан к близким;
*возраст особого влияния родителей на формирование у детей взглядов на жизнь, ценности и идеалы, отношение к миру, к людям, к делу, к оценке своего и чужого труда;
*сильными и ведущими в этом возрасте являются социальные мотивы учения: отметка, похвала, награда (но! отметка не должна превращаться в фетиш и самоцель);
*самооценка младшего школьника более адекватна, чем у дошкольника, зависит от школьной успеваемости.
Это лишь небольшие штрихи к портрету младшего школьника, но очень важные для построения продуктивных взаимоотношений учеников, учителей и родителей.
II. Чем отличается «оценка» от «отметки»?
* «отметка» не тождественна «оценке»;
* «оценка» - это словесный развернутый анализ достоинств и недостатков качества выполненной работы. В оценке взрослый разъясняет положительные и отрицательные стороны ответа (работы) ученика, отмечает какие произошли изменения в прилежании, дает рекомендации и только затем, как вывод сказанного называет…
*отметку. Отметка – это условно-формальное отражение словесной оценки в баллах
(1, 2, 3, 4, 5);
* необходимо развивать у детей способность к самостоятельной оценке своей работы (ответа). Как эту способность сформировать?
1 шаг – взрослый сам объясняет ребенку, что у него получилось хорошо, а что не удалось (в доброжелательной форме),
2 шаг – взрослый и ребенок вместе оценивают результат работы,
3 шаг – ученики предлагают самостоятельно проанализировать качество своей работы.
III. Дорогие родители! В вашем отношении к отметке важно:
- помнить, что отметка в процессе обучения не главное. Главное – что узнал, чему научился;
- не злоупотреблять вопросом: «Какая у тебя сегодня отметка?»
- составить свою систему поощрений и наказаний в связи с учебными успехами и неудачами;
- не сравнивать отметки своего ребенка с отметками одноклассников;
- помнить, что отметка – это не оценка всей личности человека, а лишь конкретной работы, задания, ответа;
- анализировать вместе с ребенком, в чем причины не очень высокой отметки по тому или иному школьному предмету: невнимательность, не успел, не понял и т. д.
- сказать «НЕТ!» денежному вознаграждению детей за хорошие отметки в школе. Учеба – это НЕ такая же работа как у взрослого человека.
Замечу, что отношение к предстоящей учебе само собой не сложится в отношение как к важному делу. Многое будет так же зависеть от воспитания родителей. Нужно запомнить, что все ответы на вопросы о процессе учебы формируют у ребенка прямое отношение к учебе. Если ребенок идет во 2 класс, так же со страхом, то, как правило, это результаты ошибок взрослых. Отношение взрослых к учебе должно быть доброжелательным, спокойным и одобряющим. Ребенок должен чувствовать, что его родители понимают значение его обязанностей, верят в его старания и силы. Постоянно интересуйтесь его учебным процессом, и не нужно безразлично относиться к его успеваемости, а в случаях неудач старайтесь ему помочь.
Желаю успехов!
Здравствуйте, Нина Александровна! Спасибо за полезный пост! Действительно, многим детям и родителям сложно перестроиться на "новые рельсы" : оценки, домашние задания... Желаю Вам и Вашим второклассникам успешно преодолеть все трудности в наступающем учебном году!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Мария Вячеславовна.Очень хочется предупредить ну хоть какие-то трудности! Конечно понятно-совсем их не избежать...Но у меня прекрасные родители-мы все преодолеем!
УдалитьСпасибо за такую полезную статью. В нашей стране отметки начинают ставить с 3-го класса, и моя дочурка третьеклассница, поэтому очень полезно и мне было все прочитать, особенно про отметки и оценки.
ОтветитьУдалитьИрина, благодарю за комментарий. Ваше мнение важно, ведь это взгляд родителя.Статья полезная, надеюсь она и вам в чем-то поможет. Не знала, что в Белоруссии отметки школьники получают с 3 класса. А какова система оценивания у вас во 2 классе? Очень интересно
УдалитьВо втором классе в Беларуси так же, как и в первом, должна быть словесная оценка. Правда, учителя начинают изобретать всякие звездочки, солнышки, улыбочки. Некоторые ставят за работу проценты (100% - десятка, 90% - девятка и т.д.) Поэтому, мне кажется, все равно безотметочное обучение в первых двух классах, направленное в первую очередь на то, чтобы дети просто учились, ошибались, у нас как таковое не действует. Просто в дневниках не ставят отметки))) Но каждый ребенок знает, какие у него отметки. Дочь всегда приходила со школы так и говорила, например, по русскому - 9, по математике - 8, по физкультуре - 10. Хотя, кстати, по физической культуре, ИЗО и музыке у нас вообще отметки не ставят в начальной школе (1-4 классы).
УдалитьДоброе утро! Переход от безотметочного обучения в первом классе не всегда прохотит безоблачно... Поддержка родителей очень важна для ребенка на этом этапе обучения! Советы очень дельные, спасибо!
ОтветитьУдалитьНадеюсь, Анна Анатольевна, родителям они помогут. Практика показывает, что сегодня большинство родителей больше волнует именно отметка, чем знания.
УдалитьЗдравствуйте, Нина Александровна! Тема очень актуальна для меня. В последнее время обращаются за консультацией по вопросам детских страхов - школьных страхов. Иногда в процессе консультации выяснятся, что мама ждет только хороших отметок, а за плохие ругает. И тогда вопрос: а почему ребенок не хочет идти в школу? Почему ему снятся страшные сны, почему он стал грызть ногти и т.д. И еще один момент: родителей волнует - что подумает учитель (не то, как себя чувствует ребенок), стараются угодить учителю, забывая о ребенке о его чувствах.
ОтветитьУдалитьИногда родители выбирают ребенку гимназию, лицей с повышенной сложностью, а ребенок не тянет - проблемы у всех: у ребенка, родителей, педагогов. Выбирайте школу по силам, а не по амбициям.
Да, Алена Валерьевна, трудно не согласиться!Родители играют большую роль в будущем своего ребенка, в его психологическом портрете. Иногда амбиции родителей отрицательно влияют на учебу и характер ребенка. Хорошо, когда они вовремя замечают проблемы и не боятся обратиться к специалисту (психологу) за помощью. Спасибо за подробный комментарий.
УдалитьС интересом прочитала, что нас ждет в будущем ))
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ксения! Очень приятно, что вы зашли в "гости".
УдалитьНадеюсь,данный пост в будущем сможет вам помочь. У вас все будет хорошо! Вы замечательные родители, у вас прекрасные сыночки! (я тоже у вас побывала)