воскресенье, 16 ноября 2014 г.

Чудо из глубины веков.


7.11 наши третьеклассники побывали на первом, в этом учебном году, музейном уроке. 
Мы узнали о чуде из глубины веков, которое создавалось с любовью для сладких снов младенцев.
Можно без преувеличения сказать, что из люлек, зыбок, аппы, качалок, баюколок, плетенных или выдолбленных, подвесных или «ванек-встанек» вышла вся Россия.
Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение — пестование подрастающего человечка.
У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя было ломать, жечь или удлинять колыбельку, это могло сократить жизнь малыша.


Люди победнее мастерили колыбельки сами.
В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.
Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней писали год рождения ребенка, таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более.
Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь.

Люди победнее мастерили колыбельки сами. Если семья хотела, чтобы детей было много, то муж уходил в лес и отыскивал там дерево, которое достойно стать люлькой для продолжателей его рода.
Выбирался материал для будущей зыбки ответственно:это не должна была быть осина. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу, ребенок в такой колыбельке умрет. Применяли камыш, лубок. Еще использовали сосновую дранку и кору липы.
Матери готовили полог на зыбку, что также было очень важным моментом:
полог защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан.
На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая лебяжьим пухом.
К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. Внутрь помещали маленькие иконки и кресты.
У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела. Соска делалась из рога коровы, на него натягивали коровий сосок. Еще один вариант соски: смоченный в сладкой водичке хлеб заворачивался в тряпочку.
Главным достоинством люлек, зыбок являлась возможность их подвешивания не только в доме, но и в поле и в лесу. В Сибири и на Урале сохранилось выражение«детей растить на березе», что значит в подвешенной люльке.

Источник: ©http://sna-kantata.ru/istoriya-detskoy-kolyibeli-chudo-iz-glubinyi-vekov/

Ребята, нам представилась удивительная возможность "побывать в глубине веков", мы увидели несколько разных люлек, первые деревянные игрушки малышей, попробовали сами сделать погремушку и пустышку. Фото можно посмотреть на странице "после уроков". 
А сейчас предлагаю ответить на вопросы викторины по уроку. Посмотрим, кто из вас был самым внимательным? (ответы принимаются до конца недели, до пятницы)

12 комментариев:

  1. Ребята, в комментариях поделитесь, вам понравилось? Что удивило? О чем уже знали? О чем еще хотелось бы узнать?

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Нина Александровна! Историю намного интереснее узнавать именно так: в музее или историческом комплексе. Мне кажется, ребятам должно было понравиться!
    В нашем поселке Большеречье создан целый комплекс "Старина Сибирская", и ученики школ там частые гости. Им нравятся такие необычные уроки.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ирина Петровна! Еще как интересно быть на уроке в музее! Ведь можно не только увидеть, но и прикоснуться к некоторым вещам, "погрузиться" в ту эпоху.У нас третий год проводятся музейные уроки. Составлена совместная программа с музеем.Уроки проходят великолепно. Ребята не только слушают, там проводятся различные игры и мастер классы (в зависимости от темы), викторины. Ребятам очень нравится! Я тоже получаю огромное удовольствие))))

      Удалить
  3. Нина Александровна, здравствуйте! Спасибо за интересную информацию, узнала много нового. Раньше даже и не задумывалась над этим. А ведь любой предмет, даже самый известный и простой таит в себе занимательные факты! А сколько названий у одной только колыбельки! Думаю и ребятам было интересно прикоснуться к истории наших предков.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Анатольевна! Согласна с вами, очень часто в нашей быстрой жизни мы не задумываемся об истории того или иного предмета. Мне тоже материал был интересен, вообще как здорово иметь возможность прикоснуться к истории наших предков. Спасибо что заглянули к нам! Очень приятно!

      Удалить
  4. Очень люблю бывать в музеях, пусть так, виртуально, узнаем по крупицам о истории нашей большой страны. Ребятишкам желаю ответитиь на все вопросы правильно!

    ОтветитьУдалить
  5. Ответы
    1. Молодец, Кристина! Ты первая дала ответы на викторину! Поздравляю!

      Удалить
  6. Мне понравился музейный урок, больше всего меня удивило то, какие раньше были игрушки!!!
    А викторина была очень интересной!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. София, спасибо за то, что поделилась и выразила свое отношение. Мне тоже очень понравился музейный урок! Очень впечатлило как делались люльки и как долго могли служить. Результаты викторины открою чуть позже.

      Удалить
  7. Ответы
    1. Хорошо, Ева! А что тебе понравилось из того материала, что удивило, впечатлило?

      Удалить