о ФГОС












Уважаемые папы и мамы! Думаю данная информация будет для вас интересна... 

6  октября 2009 г. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждён Федеральный  государственный  образовательный  стандарт начального общего образования.
Попробуем кратко объяснить, что такое новый образовательный стандарт, зачем и по каким причинам он был принят, и с помощью чего он будет реализовываться.
I.          По каким причинам и для чего  был принят Стандарт.
Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь  изменилась социальная ситуация развития детей.
1.      Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Расширение кругозора, рост эрудиции, получение новых знаний о природе и обществе — несомненное преимущество современных детей. Однако увеличение объёма информации, воспринимаемой детьми, порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессистемна, чрезмерна, агрессивна и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию. Негативные последствия информационного шока должны  нейтрализоваться уже на первой ступени обучения, система образования должна в полной мере использовать новые возможности — информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и др.
2. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение,  видео вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Вследствие низкой культуры чтения ученики испытывают трудности в обучении и развитии логического мышления и воображения, связанные с невозможностью смыслового анализа текстов различных жанров, неспособностью сформировать внутренний план действий.
Невостребованным оказывается богатство мировой художественной культуры и справочно-познавательной литературы, возникает угроза прерывания канала передачи духовного нравственного опыта от поколения к поколению. Как и в  борьбе с неграмотностью, современная школа вынуждена, к сожалению, выдвигать требование научить ребёнка читать целенаправленно, осмысленно, творчески.
Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых — родителей и педагогов — на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.
3. Начальная школа не учитывает, что для школьника этого возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности. Слишком быстрое их замещение занятиями учебного типа не может в полной мере создать благоприятные условия для адаптации ребёнка к школе. Вымывание ведущей деятельности ребёнка происходит уже на дошкольном этапе развития, что отрицательно влияет на формирование психологических механизмов, обеспечивающих готовность к школьному обучению. Сюжетно-ролевая игра и художественно-эстетические занятия не занимают в жизни дошкольника места,     подобающего ведущим деятельностям, что приводит к недостаточному развитию его психологической готовности к школе.
Результат этого — трудности в обучении, связанные с несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.
4. Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. День младшего школьника расписан по минутам. Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Это значительно затрудняет освоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию навыков общения, эмоциональной отзывчивости, толерантности (терпимости) и др.
5. Большинство современных детей,  в отличие от детей прошедшего  XX в.,  не участвуют  в деятельности  детских и    подростковых общественных организаций и,  соответственно,  лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений: сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо общества.
II.         Что такое новый образовательный стандарт.
ФГОС-2010 – это целый пакет документов, включающий в себя несколько программ, которые до этого относились к внеклассной работе: программа внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного воспитания, программа здоровья. В то же время в Стандарте появилось и новое, то, чего раньше не было совсем: программа универсальных учебных действий, планируемые результаты освоения учебных программ, система и модели оценочной деятельности.
Так уж повелось в российской школе, что главное внимание в триаде «знания – умения – навыки» всегда уделялось знаниям, поэтому стандарт воспринимался, прежде всего, как перечень знаний, которые должны были освоить ученики. Такому стандарту соответствовали тексты большинства учебников, в которых содержались все необходимые для запоминания знания. Закрепление уместно было выполнять с помощью репродуктивных заданий, а контроль – с помощью простых тестов, проверяющих фактические знания. Поэтому наши школьники и занимали последние позиции в рейтинге международных исследований уровня образования (PISA).
Количество информации в мире каждое десятилетие удваивается. Существенно изменились требования к образованию и образованному человеку. Действующий ранее принцип сообщения каждому человеку всех важнейших знаний неэффективен. Поэтому ФГОС второго поколения нацеливает на смену образовательной цели: вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Главное – не знания, а умение их добывать и ими пользоваться. 
В связи с этим на уроках предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с «популярными естественнонаучными текстами, с рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения».
 Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования является обеспечение  планируемых результатов (а не просто Знаний, Умений, Навыков, как было раньше).
К числу:
•          личностные результаты – готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
•          метапредметные результаты – освоенные ими универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),  составляющие основу умения учиться (функциональной грамотности);
•          предметные результаты – система основополагающих элементов научного знания по каждому предмету.
III. С помощью чего Стандарт будет реализовываться.
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации деятельности школьников. Поэтому в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает опору на современные образовательные технологии деятельностного типа, которые применяются на всех уроках, начиная с предшкольной подготовки:
        - технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
        - проблемно-диалогическую технологию,
        - технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Чем же эти технологии отличаются от традиционных?
Традиционное обучение – это тип обучения, обеспечивающий репродуктивное усвоение знаний. Учитель сообщает  тему урока, что никак не способствует возникновению познавательного интереса у школьников. Объяснение нового  материала  - тоже дело учителя, что не гарантирует понимания материала большинством класса. Дело ученика – рассказать, что он выучил, и получить отметку. У кого лучше память (зрительная или слуховая), тот лучше и расскажет.
Напротив, современные технологии: технология проблемно-диалогического обучения, технология продуктивного чтения и технология оценивания -  позволяют учащимся самостоятельно открывать знания.
Таким образом, сегодня     начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
В результате  обучения  главными достижениями ребёнка младшего школьного возраста являются  не скорость чтения или умение без ошибок писать под диктовку, но: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, произвольная речь с учётом цели и условий коммуникации, интеллектуальные операции (анализ, сравнение, классификация и др.), а также  организационные, рефлексивные умения, способность к реализации внутреннего плана действий.

1 комментарий:

  1. Уважаемые родители! Очень хочется знать ваше мнение. Прокомментируйте, какие изменения вы заметили в процессе обучения по новым образовательным стандартам.

    ОтветитьУдалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.