вторник, 2 июня 2015 г.

Летнее чтение. Каков он, читательский дневник?

Картинки по запросу летнее чтение Ребята, на страничке "вместе читаем и обсуждаем" я опубликовала список книг для летнего чтения. Напоминаю, не надо оставлять это важное дело на август (последние дни перед школой),обратите внимание на пояснение.
Уважаемые родители, возьмите данный вопрос под свой контроль!
Один из главных способов сделать чтение частью жизни ребёнка - превратить его в ритуал, привычку. Психологами давно замечено, что регулярно повторяющаяся деятельность воспринимается ребёнком более спокойно, чем редкие события. Так же, как не вызывает лишних вопросов необходимость чистить зубы, чтение перестанет восприниматься, как помеха более интересным занятиям, если ребёнок привыкнет читать перед сном или пока мама готовит ужин.
 Теперь поговорим о ведении читательского дневника.
Надо ли его вести? Зачем?
Смысл читательского дневника в том, чтобы ребенок смог вспомнить, когда и какие книги он читал, каков их сюжет. Для школьника это может быть своего рода шпаргалкой: например, придя в школу после летних каникул на уроках внеклассного чтения ребенок с помощью дневника может вспомнить, какие книги он читал, кто герои книги и в чем суть сюжета.
В начальных классах читательских дневник помогает тренировать память ребенка, учит анализировать произведение, понимать его, находить главное и выражать свои мысли, но также имеет и контролирующую функцию: и родителям, и учителям нужно проверять, как часто и сколько ребенок читает: только благодаря постоянным упражнениям в чтении ребенок научится быстро читать и понимать прочитанное, а значит, сможет полноценно учиться в старшей школе.
Виды читательских дневников:
Картинки по запросу летнее чтениеВ зависимости от цели, которую преследует педагог, можно выделить несколько видов дневников:
  • дневник-отчет о количестве прочитанных про себя или вслух страницах, отметки родителей, которые читали вместе с ребенком. Здесь могут быть следующие столбцы: номер, название произведения и ФИО автора, число прочитанных страниц, тип чтения (вслух и про себя), подпись родителей. Используется часто в начальных классах.
  • дневник-отчет о прочитанных книгах. Учитываются только названия книг, имена авторов, даты чтения (июнь 2015, август 2015 и т.д.). Могут быть также "заметки на полях", то есть краткие замечания о книге.
  • дневник-шпаргалка с мини-анализом произведений. О нем поговорим подробнее.
Что должно быть в читательском дневнике и как его заполнять?
Запись рекомендую вести в таблице.
  • ФИО автора произведения
  • Название произведения
  • Жанр произведения (поэма, роман, стихотворение, басня, рассказ и т.д.)
  • Основные герои. Можно указать просто их имена, но можно привести и краткую характеристику: возраст, связи с другими героями (старший брат, отец, друг и т.д.), внешность, любимые занятия, привычки. Хочется ли быть похожим на героя? Почему?
  • Сюжет, то есть о чем рассказывается в книге (кратко).
  • Отзыв о книге.
  • Эпоха, в которую происходит действие произведения, или конкретные годы. В какой стране или городе происходит действие?
  • Кроме обычных сведений, нужно дать ребенку возможность рисовать в читательском дневнике, делать кроссворды, сканворды, также написать письмо автору книги или героям и проч.
Можно ли помогать ребенку вести дневник?
Да, особенно в начальных классах это может быть слишком сложным для него. Более того, можно даже читать вместе и по ходу чтения обсуждать книгу, героев, события и заполнять дневник.
Никаких четких требований, как вести и оформлять читательский дневник, нет — это решает каждый учитель с учетом особенностей класса или конкретного ребенка. В начальной школе в читательском дневнике используется минимум, в старшей школе учитель может требовать более точного описания каждой прочитанной книги.
 Лучше вести работу над внеклассным чтением и с читательскими дневниками систематически.
Приятного чтения!

Комментариев нет:

Отправить комментарий