воскресенье, 17 августа 2014 г.

Переходим в третий класс... Каков он, третьеклассник?

Здравствуйте, уважаемые мамы и папы,теперь  уже 3 А класса. Почти позади остается лето, впереди новый учебный год. Ваш ребенок заметно подрос, окреп. Изменились ли его психологические особенности? В чем? Каков он,третьеклассник? Чем ему можно помочь, чтоб ребенок учился хорошо и был успешным в общении?
Думаю данная статья даст ответы на эти вопросы.
 Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит "скачок" в умственном развитии учащихся.
Итак, психологические особенности младшего школьника.
3-тий класс (8,9 лет):
Познавательные процессы:
В 3-ем классе идет развитие произвольности следующих психических процессов:
·        внимания,
·        памяти,
·        воображения,
·        мышления,
·        речи,
·        саморегуляции,
·        воли.
У третьеклассников над всеми психическими процессами доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Закрепляется развитие словесно-логического и образного мышления, на которые станут опираться педагоги, когда ребенок будет учиться в 5-ом классе.

Рекомендация: Мама и Папа, водите меня чаще в театры и музеи. Путешествуя в фантастическом мире с героями пьес и картин, я развиваю образное мышление.
Со временем я начну усваивать структуру пьесы: начало, развитие сюжета, конец. Таким образом, у меня развивается логическое мышление.
Мама, подведя меня к картине, спроси: «Что хотел показать нам художник?» Отвечая на твой вопрос, я буду развивать словесно-логическое мышление.

Ведущий вид деятельности:
В третьем классе основным механизмом познания окружающего мира является учебная деятельность. В это время у ребенка появляются интересы, направленные к отдельным школьным предметам. Но эти интересы крайне неустойчивы и определяются деятельностью учителя.

Рекомендация: Мама и Папа, чаще объясняйте мне необходимость каждого школьного предмета в жизни человека. Тогда я буду стараться лучше учиться по всем предметам. Например, для убеждения меня в необходимости риторики вы можете использовать следующее утверждение: «Мы любим общаться с людьми, которые нам нравятся. Среди них всегда есть те, кто умеет красиво говорить. Ты хочешь быть человеком, с которым будет приятно общаться? Поэтому, чтобы стать интересным в общении, тебе нужно изучить риторику».

Социальная ситуация развития:
Третьеклассник продолжает приспосабливаться к системе требований взрослых, связанных с его учебной деятельностью, и приспосабливается к системе требований сверстников при общении с ними.

Рекомендация: Мама и Папа, контролируя меня, не забывайте хвалить почаще: и при встрече из школы, и после выполнения уроков. Только успех порождает новый успех. А для этого я должен верить в свои силы, знать, что я самоценен.

Мотивация:
В третьем классе у ребенка закрепляется мотивация к школе.
Мотивация к школе бывает:
·        Негативная. Ребенку не хочется и не нравится ходить в школу. У таких детей даже при хорошем развитии психических процессов нет успешной обучаемости.
·        Формальная. Ребенку нравится ходить в школу, но не для получения знаний, а ради формальных признаков: пообщаться с другими детьми, поиграть и т. п. У таких детей успеваемость обычно средняя.
·        Содержательная. Ребенок любит ходить в школу, ему нравится получать новые знания. Такие дети обычно достаточно успешны.
Мотивация к учению складывается из:
Мотивация = Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний + Ощущение свободы выбора + Ощущение успешности!!! 
Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения. Чаще детьми движут следующие мотивы - получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, занять определенное положение в классе). Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

Рекомендация: Мама и Папа, у меня к вам есть несколько просьб. Последуйте им, и тогда я буду радоваться школе и любить учиться.
1.      Встречая меня из школы, улыбайтесь! И я буду связывать учебу в школе с праздником и счастьем, а не с тяжелыми бытовыми буднями.
2.      При встрече спрашивайте меня о том, что во время уроков мне понравилось и было интересным. Мне хочется, чтобы вы радовались моим познаниям, а не оценкам.
3.      Если я хвалюсь вам своими знаниями, говорите в ответ: «На свете есть так много интересного, о чем ты еще не знаешь. Обо всех чудесах мира тебе расскажут в школе». И я стану стремиться к новым знаниям.
4.      Когда я рядом с вами, не обсуждайте ошибки деятельности учителей. Слушая вас, я начну плохо о них думать. Никому не хочется учиться у того человека, который тебе не нравится.

Новообразование:
Дети третьих классов вполне в состоянии управлять собой и внешне – своим поведением, и внутренне – своими психическими процессами и чувствами. У третьеклассников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные.

Рекомендация: Мама и Папа, укладывая меня спать, подведите итоги дня вопросом: «Ты доволен собой?»
Если я себя переоценю, то обратите внимание на мои неудачи. И объясните, как их можно избежать.
Если я себя недооценю, просто за что-нибудь похвалите меня.
Так я научусь адекватно себя оценивать.

Общение:
Общению третьеклассника характерны следующие признаки:
·        Неустойчивость контактов.
·        Эмоциональность.
·        Зависимость от оценки взрослых: учителя, родителей. Ребенок общается с теми, кого взрослые одобряют.
·        Разрыв между мальчиками и девочками.
·        Взаимосвязь общения с деятельностью ребенка.

Рекомендация: Мама и Папа, не говорите при мне негативно о моих одноклассниках и их родителях.
 Ваша отрицательная оценка может стать причиной появления в классе изгоя.



Безусловно, именно родители могут оказать существенную помощь в проведении работы, направленной на реализацию значительных потенциальных возможностей детей этого возраста. 
Успехов всем нам в новом учебном году!
http://school1352.ucoz.ru/index/vash_rebenok_treteklassnik/0-101

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Нина Александровна! Надеюсь, что родители прислушаются к рекомендациям.
    Лично для меня самые любимые - это третий и четвертый классы. Первоклассников называю "горохами" - вечно они где-нибудь теряются, приходится собирать по всей школе. Маленькие, чуднЫе, я всегда их немного побаиваюсь. Непоседливые, а так многому научить их нужно! Во втором классе тоже забот хватает. Первые диктанты, контрольные, а попробуй научи правильно оформлять работы в тетрадях - семь потов сойдет!!!
    А вот именно в третьем классе они уже так много умеют и знают! У ребят появляются серьезность, осознанность, самостоятельность.И так много можно успеть с ними сделать!!! (И на уроках, и во внеурочной деятельности). Люблю, люблю,люблю этот возраст!
    Успехов Вам и Вашим ученикам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Надежда Александровна! Думаю многие учителя согласятся с тем, что 3 класс у них любимый возраст детей. "Что посеешь, то пожнешь", я под таким девизом работаю с этим возрастом. Вы правы-1,2 классы для учителя "семь потов", зато потом... Конечно, здесь очень важна роль родителей! Я своим на первом собрании привела пример "хлопка", где я одна ладонь, они -другая. Звук-результат. Получится ли хлопок от действий одной лишь ладошки? Очень надеюсь, что родители прочитают и прислушаются к советам. Ведь у нас одна главная цель-успешное обучение детей.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Нина Александровна! Спасибо, за материал, обязательно возьму на заметку при подготовке к классному часу. В прошлом году у меня был 2, 3 классы, в этом 3,4. Два года набирала первоклассников, сложно! Если честно, четвёртый класс никогда не учила. Первый год выпускной) Не знаю, что из меня получится?)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Ольга Александровна! Буду рада, если материал пригодится. Не волнуйтесь, в 4 классе конечно много работы, но ребята уже взрослые, самостоятельные, будут помогать. Успехов Вам! Все у вас получится!

      Удалить
  3. Нина Александровна, спасибо за Вашу подборку материала, уверена , что он будет полезен и учителям, и родителям, и администрации. Успешность детей - это то, ради чего работам, творим. живем на работе...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Анна Борисовна.Материал подбирала больше для родителей (так получилось, что в моем классе в основном обучаются дети молодых пап и мам, поэтому хочется чтоб они владели информацией, чтоб у нас были единые требования и подходы). Буду рада, если информация пригодится для педагогов и администрации.В прошлом году готовила материал "Каков он, второклассник" , http://salminanina.blogspot.ru/2013/08/blog-post_22.html, может кому-нибудь понадобится.

      Удалить

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.